Российская газобаллонная отрасль прочно застряла в прошлом: пробелы в законодательстве, отсутствие регулирования, устаревший парк – все это сдерживает ее развитие, что особенно заметно при сравнении с европейскими странами. Одним из предлагаемых вариантов модернизации является замена стальные баллонов на инновационные композитные. Однако ряд экспертов высказывает другое мнение: рынку нужны и те, и те сосуды, т.к. у них разные сферы применения.
Четвертая международная конференция «Газовые баллоны. Итоги года 2018», организованная CREON Energy, состоялась в Москве 20 ноября при поддержке CREON Capital и «Российского газового общества». Стратегическим партнером выступило агентство «Коммуникации», генеральным информационным партнером – портал RCC.ru. Информационными спонсорами стали TGKO.ru, Gasworld и выставка НЕФТЕГАЗ-2019.
«Российский рынок газовых баллонов всегда был неоднозначным и проблемным, – отметила в приветственном слове первый заместитель генерального директора CREON Energy Анна Ягудина. – Из года в год отрасль волнуют одни и те же вопросы: законодательное регулирование, оборот устаревших баллонов, замена стальных емкостей на более современные. А это значит, что данные проблемы, увы, не решаются. Тем не менее, даже в такой ситуации рынок продолжает развиваться».
Что собой представляет рынок газовых баллонов (ГБ) в России на сегодняшний день? Этой теме был посвящен доклад руководителя отдела бизнес-планирования BusinesStat Дмитрия Круглова. По его словам, по итогам 2017 г. в России было произведено 163.2 тыс. газовых баллонов (преимущественно из черных металлов, объемы производства алюминиевых емкостей находятся на минимальном уровне). В нынешнем году ожидается увеличение показателя на 21% до 197.3 тыс. шт.
Около 70% произведенных в РФ баллонов отправляется на экспорт (это, опять же, в подавляющем большинстве емкости из черных металлов). Так, в прошлом году зарубежным покупателям реализовано 121.5 тыс. шт. (в натуральном объеме), прогноз на текущий год – 140 тыс. шт.
Объем импорта баллонов гораздо значительнее: в 2017 г. это было 578 тыс. шт., в этом показатель практически достигнет 600 тыс. шт. Связано это с тем, что за рубежом закупаются почти не выпускающиеся в России алюминиевые баллоны. Крупнейшим поставщиком газовых баллонов на российский рынок в 2017 г. в стоимостном выражении стала Vítkovice Cylinders.
Импорт полимерно-композитных баллонов пока довольно скромен: 34 тыс. шт. по итогам прошлого года. Единственным поставщиком является Hexagon Ragasco.
По мнению Дмитрия Круглова, особенностью российского рынка является значительная доля устаревших баллонов в эксплуатации (т.е. баллонов без запорного устройства). При этом качественно заправить баллон – это целая проблема, отсюда и столь развитая система нелегальных заправок. Эксперт отметил, что в России отсутствует государственное регулирование отрасли, а российские технические стандарты производства и эксплуатации не соответствуют мировым.
Все эти моменты сдерживают развитие отрасли в целом и газомоторного транспорта в частности, говорит Вячеслав Хахалкин, главный инженер – заместитель генерального директора «Газпром газомоторное топливо». Как же организовать контроль за движением баллонов на всех этапах жизненного цикла и повысить безопасность их использования? Целесообразно будет создать Единый Центр по контролю за обращением ГБ для хранения газообразного топлива на автомобильном транспорте. Также необходимо разработать порядок ведения обязательной отчетности ключевых участников рынка газовых баллонов для дальнейшей консолидации данных в едином реестре ГБ.
Для проработки функционала, организационно-правовой схемы и бизнес-модели Единого Центра следует использовать опыт зарубежных стран, в частности, Италии, где транспорт на ГМТ давно используется и хорошо развит.
Подобный центр, говорит эксперт, станет своеобразным «мостиком» между автовладельцами и ГИБДД, а именно – внесет ясность в вопросы регистрации, постановки на учет и эксплуатации «газовых» автомобилей.
Усилить контроль за безопасной заправкой газовых баллонов поможет введение специальных чипов/электронных меток для баллонов. Они будут аннулироваться при нарушении собственниками правил эксплуатации ГБ. При этом возможно устанавливать на АГНКС считывающие электронные метки устройства, не позволяющие осуществить заправку ТС при приостановке действия или отсутствии чипа/электронной метки.
Еще одна предлагаемая функция Единого Центра – оценка соответствия сервисных центров требованиям к качеству выполняемых работ. Помимо этого, он будет заниматься составлением и ведением единой электронной базы данных ГБ.
Несколько уточняющих вопросов про Единый Центр задал Евгений Рябов, модератор технической части конференции, директор по развитию компании «Химические системы», эксперт Фонда «Сколково».
По его словам, обеспечить безопасность эксплуатации ГБ можно различными способами – как создав игрокам рынка массу проблем, так и разработав оптимальную систему, удобную для всех.
Он поинтересовался, какие именно метки предлагается ставить на баллоны для автомобильного транспорта?
Г-н Хахалкин ответил, что проблем с этим возникнуть не должно, т.к. на рынке существует множество вариантов.
«Я не понимаю, зачем при наличии «чипов» нужна будет еще и дополнительная отчетность. Ведь метки позволят автоматизировать учет и контроль», – выразил недоумение Евгений Рябов.
По словам представителя компании «Газпром газомоторное топливо», она нужна для регулирования в области внесения изменений в базы данных по вопросам периодического технического освидетельствования.
«Не секрет, что существующий парк ГБО очень и очень старый, – рассуждает г-н Рябов. – Что Вы предлагаете с ним делать? Не скотчем же чипы приклеивать?»
Вячеслав Хахалкин согласен, что большинство эксплуатируемых баллонов необходимо списывать: «Начать нужно, прежде всего, с ввоза и изготовления новых баллонов».
Евгений Рябов поинтересовался, каким же образом планируется привлекать клиентов на сертифицированные заправки с чипированными баллонами? Г-н Хахалкин ответил, что предоставляемые льготы будут «говорить сами за себя», стимулируя на получение паспортов, чипов и прочего.
О ходе проведения работ по пересмотру ГОСТ 949-73 рассказал Алексей Ушков, заведующий лабораторией баллонов РосНИТИ, руководитель подкомитета 6 «Стальные баллоны» ТК 357. Одной из причин пересмотра стандарта является переход ряда изготовителей стальных бесшовных баллонов (например, «Орского машиностроительного завода») к современной практике изготовления, которая обусловлена техническими требованиями международных стандартов и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов. При этом для сохранения существующего опыта изготовления (согласно редакции стандарта 1973 г.) был выбран принцип разделения требований и методов испытаний баллонов по двум классам – класс 1 и класс 2.
Введение баллонов класса 1 позволяет снизить их массу и, соответственно, повысить удобство при эксплуатации за счет использования рекомендуемых марок стали, увеличения минимальных значений механических свойств металла, при этом гарантировать повышенный уровень безопасности за счет проведения прочностных расчетов, высоких требований к результатам испытания на ударный изгиб, разрушающих испытаний, контроля твердости. В данном случае обеспечивается надежность баллонов в течение расчетного срока службы 40 лет за счет проведения циклических испытаний, неразрушающего контроля, назначения допускаемых при изготовлении дефектов с учетом их последующего развития.
Г-н Ушков заметил, что в настоящее время эксплуатировать баллоны класса 1 со сроком службы 40 лет, безусловно, выгоднее, чем более тяжелые баллоны класса 2 со сроком службы (изготовленные после 2014 г.) в 20 лет.
Кроме того, заведующий лабораторией напомнил, что одним из важных факторов, обеспечивающих безопасность при эксплуатации сварных баллонов по ГОСТ 15860 со сжиженными углеводородными газами, является их правильное наполнение. Баллоны допускается наполнять только на специализированных станциях, с обязательным контролем массы газа согласно нормам ФНП 116. При отрицательных температурах плотность газа увеличивается и фактический, обеспечивающий безопасность объем жидкой фазы может составлять 70% и менее, даже незначительное превышение при наполнении на автомобильных заправочных станциях способно привести к последующему значительному росту давления (при росте температуры) и инциденту.
Алексей Ушков рассказал, что в сентябре 2018 г. по запросу департамента металлургии и материалов Минпромторга России проводился анализ целесообразности реализации предложения НП ЭКЦ КИКО. Предлагается модель собственности на баллоны, при которой будет проводиться постепенная замена стальных бесшовных баллонов «устаревшей» конструкции на баллоны из полимерных композиционных волокнистых материалов (3 типа). Кроме того, авторы предлагают реализовать государственно-частное партнерство для регулирования вопросов проведения технического свидетельствования и выбраковки стальных баллонов.
Эту тему прокомментировала представитель Минпромторга Марина Копкина. По ее словам, в ведомство поступали запросы относительно введения идентификационной собственности на баллоны, они сейчас рассматриваются. Вопрос же принудительной замены стальных баллонов на композитные сейчас не стоит.
Региональный менеджер по продажам Liefeld Metal Spinning Дитмар Шреер рассказал о разработках своей компании, в частности, высокопроизводительной технологии раскатки цилиндра и формования его концов в виде днища и горловины. Инновационный способ формирования горловины позволяет направить горловину внутрь цилиндра, получив дополнительную экономию пространства.
Также компания разработала новую концепцию специального станка для формования баллонов высокого давления из алюминия, предназначенных для транспортировки/хранения водорода и/или сжиженного природного газа.
Доклад о баллонах 4 типа представил генеральный директор ULLIT France Клод Хемберт. По его словам, каждый производитель этих сосудов владеет своей особенной технологией. Что же предлагает ULLIT? Cиловая оболочка баллонов 4 типа изготавливается из композитного материала на основе углеродных волокон. Массовое совершенство баллонов характеризуется показателем 0.44 кг/л. Особенностью конструкции является наличие специального слоя на границе контакта полимерного лейнера и металлического закладного элемента. Технология производства баллонов запатентована в 26 странах, в т.ч. и в России.
Евгений Рябов отметил, что одной из проблем композитных баллонов является сочетание металла и полимера в едином конструктиве, и поинтересовался, возможно ли создание полностью композитного баллона, в принципе без добавления металла? По словам г-на Хемберта, композитные материалы менее устойчивы к давлению, нежели металлические, поэтому могут возникнуть сложности.
Vitkovice – один из мировых лидеров в производстве газовых баллонов, ежегодный объем выпуска на предприятии в Чехии составляет 650 тыс. шт., в Польше – 350 тыс. шт., в Белоруссии – 50 тыс. шт. Такую информацию сообщил коммерческий директор «Витковице рус» Вацлав Михалик. Основным экспортным рынком для компании является Европа, туда идет 74% от общего объема зарубежных поставок.
Одной из основных сфер деятельности Vitkovice является выпуск бесшовных баллонов объемом от 0.5 л до 1тыс. л и давлением до 1.5 тыс. бар. Технологии компании позволяют производить баллоны как из заготовок, так и из трубы.
Г-н Михалик рассказал, что в настоящее время в Европе реализуется т.н. «метановая программа». В частности, в Чехии использование природного газа началось с 2004 г., к сегодняшнему моменту на территории страны создано уже 177 АГНКС, около 20 тыс. ед. легкового транспорта переведено на газ. Vitkovice активно участвует в этом процессе, предлагая комплексные решения для размещения тары под природный газ, решения перевода определенного транспорта, а также хранения газа. В ассортименте компании – передвижные и автономные АГНКС, трейлеры для КПГ, ISO-контейнеры, биогазовые станции. Также предлагается опция переоборудования автомобилей.
Если в Европе, Азии, Америке автомобилем на СПГ/КПГ уже давно никого не удивишь, то в России эта отрасль развивается крайне медленно. Занимая первое место в мире по запасам природного газа, по количеству автомобилей на метане наша страна всего лишь на 18-м. Лидером является Китай, за ним следуют Иран и Индия. Как рассказал руководитель проекта «Баллоны высокого давления» UMATEX Group Никита Давыдов, за последние 22 года парк машин, использующих природный газ в качестве топлива, в России вырос в пять раз, тогда как в мире – в 30 раз. С газонаполнительными станциями ситуация столь же печальна: 354 ед. на всю страну (для сравнения: в Китае – 8.4 тыс. ед.). Из года в год обсуждается вопрос, что важнее для старта развития отрасли – машины или заправки. Однако пока не появляется ни того, ни другого.
«Мы не можем ждать роста от российского рынка баллонов, – говорит спикер. – Наша задача – самим его увеличивать». Для этого необходима кооперация и/или консолидация игроков рынка через СП и партнерства, а также заимствование лучших зарубежных практик. По мнению г-на Давыдова, нужно привести отечественные стандарты ГБО в соответствие с мировыми (в частности, европейскими). Драйвером роста рынка ГБ он считает баллоны 4 типа, которые в настоящее время в России не выпускаются. UMATEX Group планирует это исправить – запустить в нашей стране производство композитных баллонов высокого давления для КПГ.
Исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Мурад Кулиев подтвердил, что российскому рынку ГБ нужны меры поддержки, иначе он так и останется в зачаточном состоянии. Среди них – обнуление ввозных таможенных пошлин на компоненты ГБО, дальнейшее упрощение и регламентация процедуры регистрации ГБО и снижение налогового бремени. Он считает, что газозаправочная индустрия не сможет быть загружена только производимым автотранспортом, необходимо активнее развивать переоборудование автомобилей.
Главные барьеры на пути переоборудования ТС в газотопливный режим создают ГИБДД с двоетолкованиями Технического регламента 018/201 и Минпромторг, второй год отказывающийся выпустить внутренний документ, позволяющий снизить ввозную таможенную пошлину на компоненты, не производимые на территории Таможенного Союза.
Помимо автопрома, газовые баллоны широко применяются в медицине, говорит руководитель газовой службы НИИ им. Н.В. Склифосовского Алексей Козырев. Это и реанимационные мероприятия, и операции, и реабилитационные процессы. Например, за последние годы существенно возросло количество используемых транспортных кислородных баллонов (с 10-20 до 200 шт. в месяц).
Докладчик отметил, что в процессе эксплуатации баллонов возникают и определенные сложности. Например, сейчас НИИ активно закупает новое медицинское оборудование, ориентированное на иностранные стандарты подключения источников газовых сред. С ним поставляются баллоны, не сертифицированные в России. Соответственно, когда возникает необходимость замены, аналогичные баллоны найти невозможно, специалистам приходится использовать баллоны с интегрированным вентилем.
О применении газобаллонного оборудования в жилых домах рассказал Андрей Лазаренко, начальник управления доставки газа и ТО ВДГО домовладений компании «Омскгоргаз». Существующие нормативные акты возлагают ответственность за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования (ВДГО) на собственника (пользователя домовладений). Проведенный анализ состояния газового оборудования домовладений и баллонного парка показывает высокую степень изношенности (в части баллонов – до 90%). В части замены баллонного парка принята 5-летняя программа обновления, которая в 2018-2022 гг. предполагает замену около 30 тыс. баллонов. Для абонентов «Омскгоргаза» она будет бесплатна, для остальных предоставляется услуга по освидетельствованию либо покупке газового баллона.
Г-н Лазаренко отметил, что в 2019 г. ожидается рост количества домовладений, с которыми будет заключаться договор ТО ВДГО. В основном прирост будет идти за счет дачных поселков и пригородов с городской пропиской.